Положение о фонде оценочных средств

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к
структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и
хранения фонда оценочных средств (далее – ФОС) для контроля знаний обучающихся по
учебным предметам образовательных программ, реализуемых в МБОУ «Полтавская
школа» Красногвардейского района Республики Крым.
Положение составлено в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ
«Об образовании в РФ», федеральными государственными образовательными
стандартами начального общего образования, основного общего образования, среднего
общего образования, Уставом МБОУ «Полтавская школа» Красногвардейского района
Республики Крым.
1.2. ФОС по предмету является неотъемлемой частью нормативно-методического
обеспечения системы оценки качества освоения учащимися основной образовательной
программы НОО, ООО, СОО и обеспечивает повышение качества образовательного
процесса школы.
1.3. ФОС по предмету представляет собой совокупность контролирующих материалов,
предназначенных для измерения уровня достижения учащимся установленных
результатов обучения.
1.4. ФОС по предмету используется при проведении текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся.
1.5. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса предмета (далее – УМКП).
1.6. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками
образовательного процесса, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по
соответствующим образовательным программам.
2. Цель и задачи создания ФОС
2.1. Целью создания ФОС является установление соответствия уровня подготовки
учащихся на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебного предмета.
2.2. Задачи ФОС по предмету:
- контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний,
умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных ФГОС;
- контроль и управление достижением целей реализации ООП;
- оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета с выделением
положительных/отрицательных
результатов
и
планирование
предупреждающих/корректирующих мероприятий.
2. Задачи фонда оценочных средств

3.1. Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического
обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ООП. Оценка качества
освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий
2

контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию
обучающихся.
3.2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ОП создаются настоящие фонды оценочных
средств, для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся.
3.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной
работы по предмету по индивидуальной инициативе учителя. Данный вид контроля
стимулирует у обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по
изучению учебной дисциплины, овладению компетенциями. Совокупность отметок по
текущему контролю знаний является основой четвертной или полугодовой отметки.
3.2.2. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся по предмету осуществляется в
рамках «Положения о промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего
контроля их успеваемости».
3.3. При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление
процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического
опыта и компетенций, определенных ФГОС.
3.4. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов
оценивания:
- объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными программами
целям обучения;
- использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений
учителями-предметниками;
- объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении
контроля с различными целями.
3.5. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:
- предметная направленность (соответствие предмету изучения учебной дисциплины);
- содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц);
- объём (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС) должен
соответствовать рабочему времени контроля;
- качество оценочных средств и ФОС в целом, должно обеспечивать получение
объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.
4. Разработка фонда оценочных средств
4.1. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля разрабатываются по
каждому предмету учебного плана учителями-предметниками. Фонд оценочных средств
для контроля на уровне администрации разрабатывается заместителями директора по УВР
и руководителями МО.
4.2. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
4.3. Ответственность за разработку комплектов оценочных средств по предмету несёт
учитель.
4.4. При составлении, согласовании и утверждении комплекта оценочных средств должно
быть обеспечено его соответствие:
3

- ФГОС;
- учебному плану;
- рабочей программе учебного предмета, курса;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета.
5. Формирование и утверждение ФОС
5.1. ФОС по предмету должен формироваться на ключевых принципах оценивания:
- валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);
- надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания
достижений);
- справедливости (разные учащиеся должны иметь равные возможности добиться успеха);
- своевременности (поддержание развивающей обратной связи);
- эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).
5.2. При формировании ФОС по предмету должно быть обеспечено его соответствие:
- ФГОС по соответствующему предмету;
- ООП и учебному плану ОО;
- рабочей программе предмета;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании данного предмета.
5.3. Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня
достижений учащихся установленных результатов обучения по одной теме (разделу)
и/или совокупности тем (разделов), предмету в целом.
5.4. Структурными элементами ФОС по предмету являются:
а) титульный лист (приложение 1)
б) паспорт ФОС (приложение 2);
в) комплекты оценочных средств, примерный перечень и краткая характеристика которых
приведены в приложении (3);
г) комплект контрольно-измерительных материалов, разработанных по соответствующей
дисциплине и предназначенных для оценки умений и знаний.
5.5.Всостав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные
в рабочей программы предмета.
5.6. Включение других оценочных средств в ФОС осуществляется по решению
преподавателя, ведущего предмет.
5.7. ФОС формируется по каждому предмету.
5.8. ФОС формируется из оценочных средств, разработанных авторскими коллективами
УМК, планируемых результатов НОО, ООО, СОО, примерных программ по предметам.
5.10. ФОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится у учителя,
обеспечивающего преподавание данного предмета и у заместителя директора по УВР.
5.11.
ФОС
рассматривается
на
заседании
методического
объединения
учителейпредметников, согласовывается заместителем директора по УВР и утверждается
директором.

4

6. Традиционные формы контроля, критерии оценивания
6.1. Письменные формы контроля
Письменные работы могут включать: тесты, контрольные работы, эссе, рефераты,
межпредметные проекты (деловые/ролевые игры, тренинги) и др. К каждой письменной
работе должны быть указаны критерии оценки в процентах и/или в баллах.
 Тест - форма контроля, направленная на проверку уровня освоения
контролируемого теоретического и практического материала по дидактическим единицам
предмета (терминологический аппарат, основные методы, информационные технологии,
приемы, документы, компьютерные программы, используемые в изучаемой области и
др.).
 Контрольная работа - форма контроля для оценки знаний по базовым и
вариативным предметам всех циклов. Контрольная работа включает средние по трудности
теоретические вопросы из изученного материала, типовые.
 Эссе - форма контроля, универсальная при формировании общих компетенций
обучающегося, при развитии навыков самостоятельного творческого мышления и
письменного изложения собственных умозаключений, на основе изученного или
прочитанного материала.
 Реферат, творческая работа – форма контроля, используемая для привития
обучающемуся навыков краткого, грамотного и лаконичного представления собранных
материалов и фактов в соответствии с требованиями.
 Рабочая тетрадь - дидактический комплекс, предназначенный для
самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им
учебного материала.
 Самостоятельная работа - форма контроля, позволяющая оценивать и
диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и
умения правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов
изучения в рамках определенного раздела дисциплины.
 Практические и лабораторные работы - форма контроля для оценки практических
навыков и умений по предмету. Цель каждого отчета – осознать и зафиксировать общие
компетенции, приобретенные в процессе обучения.
6.2. Устные формы контроля
Устный контроль осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах. Цель
устного индивидуального контроля - выявление знаний, умений и навыков отдельных
учащихся. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при
неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же
если у учителя возникают проблемы при выставлении отметки.
•Устный фронтальный контроль (опрос) - требует серии логически связанных
между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от
обучающихся преподаватель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он
применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за короткий
промежуток времени.
5

•Доклад, сообщение- продукт самостоятельной работы обучающихся,
представляющий собой результат решения определенной учебно-практической, учебноисследовательской или научной темы.
6.3. Технические формы контроля. Информационные системы и технологии.
Данные формы контроля осуществляются с привлечением разнообразных
технических средств.
Технические средства контроля (ТС) включают программы компьютерного
тестирования, учебные задачи, комплексные ситуационные задания.
Виртуальные лабораторные работы - выполняются с помощью обучающих
комплексов, позволяющих производить эксперименты либо с математической (расчетной)
моделью, либо с физической установкой. Выполнение лабораторной работы
заканчивается представлением отчета, который может быть проверен автоматически. В
частном случае, результатом выполнения лабораторной работы может быть формальное
описание какой-либо системы, которая оценивается по реакциям на эталонные
воздействия.
Формы контроля, предусмотренные преподавателем в процессе изучения предмета,
должны отражаться в образовательной программе.
7. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств
7.1. Ответственность за создание ФОС по отдельным предметам несет учитель.
7.2. Ответственность за координацию действий учителей по созданию ФОС в целом по
образовательным программам возлагается на заместителя директора по УВР.
7.3. Типовые задания, тренажёрные тесты и другие образцы заданий должны находиться у
учителей.
7.4. Фонд оценочных средств, реализуемый в ОО, является собственностью ОО.

6

Приложение 1
(обязательное)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
________________________
От «__»________20__г.№__
_____________ИО Фамилия

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_____________ИО Фамилия
«__»_______________20__г.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета от «__»___20__г.№_
Директор
МБОУ «Полтавская школа»
________________________
Приказ №___
От «__»____________20__г.

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
По учебному предмету (курсу, дисциплине)______________________
начального общего образования
____________классов

с. Полтавка
7

20__г.

8

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
________________________
От «__»________20__г.№__
_____________ИО Фамилия

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_____________ИО Фамилия
«__»_______________20__г.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета от «__»___20__г.№_
Директор
МБОУ «Полтавская школа»
________________________
Приказ №___
От «__»____________20__г.

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
По учебному предмету (курсу, дисциплине)______________________
основного общего образования
____________классов

с. Полтавка
9

20__г.

10

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛТАВСКАЯ ШКОЛА»
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания ШМО
________________________
От «__»________20__г.№__
_____________ИО Фамилия

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР
_____________ИО Фамилия
«__»_______________20__г.

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического
совета от «__»___20__г.№_
Директор
МБОУ «Полтавская школа»
________________________
Приказ №___
От «__»____________20__г.

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
По учебному предмету (курсу, дисциплине)______________________
среднего общего образования
____________классов

с. Полтавка
11

20__г.
Приложение 2
(обязательное)

Паспорт
фонда оценочных средств
по предмету___________________________
(наименование дисциплины)

№
п/п

Контролируемые разделы

Наименование оценочного средства

1
2
3
4
5
6
7
8
* Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берётся из рабочей программы
предмета.

12

Приложение 2
(рекомендуемое)

Примерный перечень оценочных средств
№
п/п

1
1

2

3

4

5

Наименование
оценочного
раздела

Краткая
средства

характеристика

оценочного Представлени
е оценочного
средства
в
фонде
2
3
4
Контрольная
Средство
проверки
умений
применять Комплект
работа
полученные знания для решения задач контрольных
определенного типа по теме или разделу
заданий
по
вариантам
Портфолио
Целевая
подборка
работ
учащегося, Структура
раскрывающая
его
индивидуальные портфолио
образовательные достижения в одной или
нескольких
учебных
дисциплинах,
во
внеурочной деятельности
Проект
Конечный продукт, получаемый в результате Темы
планирования и выполнения комплекса учебных групповых
и исследовательских заданий. Позволяет и/или
оценить умения обучающихся самостоятельно индивидуальн
конструировать свои знания в процессе решения ых проектов
практических задач и проблем, ориентироваться
в информационном пространстве и уровень
сформированности
аналитических,
исследовательских
навыков,
навыков
практического и творческого мышления. Может
выполняться в индивидуальном порядке или
группой обучающихся.
Рабочая тетрадь, Дидактический комплекс, предназначенный для Образец
зачетная
самостоятельной работы обучающегося и тетради
тетрадь,
позволяющий оценивать уровень усвоения им
комплексная
учебного материала.
тетрадь
для
контроля знаний
и т.п.
Разноуровневые Различают задачи и задания:
Комплект
задачи и задания а) репродуктивного уровня, позволяющие разноуровневы
оценивать
и
диагностировать
знание х
задач
и
фактического материала (базовые понятия, заданий
алгоритмы, факты) и умение правильно
использовать специальные термины и понятия,
узнавание объектов изучения в рамках
определенного раздела дисциплины;
б) реконструктивного уровня, позволяющие
оценивать
и
диагностировать
умения
синтезировать,
анализировать,
обобщать
13

6

Реферат

7

Доклад,
сообщение

8

Творческое
задание

9

Тест

10

Тренажер

11

Эссе

12

Нормативы
физической
культуре

фактический и теоретический материал с
формулированием
конкретных
выводов,
установлением причинно-следственных связей;
в) творческого уровня, позволяющие оценивать
и диагностировать умения, интегрировать
знания различных областей, аргументировать
собственную точку зрения.
Продукт самостоятельной работы учащегося,
представляющий собой краткое изложение в
письменном виде полученных результатов
теоретического анализа определенной научной
(учебноисследовательской) темы, где автор
раскрывает суть исследуемой проблемы,
приводит различные точки зрения, а также
собственные взгляды на нее.
Продукт самостоятельной работы учащегося,
представляющий собой публичное выступление
по представлению полученных результатов
решения определенной учебно-практической,
учебно-исследовательской или научной темы
Частично
регламентированное
задание,
имеющее
нестандартное
решение
и
позволяющее
диагностировать
умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать собственную точку зрения.
Может выполняться в индивидуальном порядке
или группой обучающихся.
Система
стандартизированных
заданий,
позволяющая автоматизировать
процедуру
измерения
уровня
знаний
и
умений
обучающегося.
Техническое средство, которое может быть
использовано для контроля приобретенных
учащимися навыков и умений.

Темы
рефератов

Темы
докладов,
сообщений
Темы
групповых
и/или
индивидуальн
ых творческих
заданий
Комплект
тестовых
заданий

Комплект
заданий
для
работы
на
тренажере
Средство, позволяющее оценить умение Тематика эссе
обучающегося
письменно
излагать
суть
поставленной
проблемы,
самостоятельно
проводить
анализ
этой
проблемы
с
использованием концепций и аналитического
инструментария соответствующей дисциплины,
делать выводы, обобщающие авторскую
позицию по поставленной проблеме.
по На уроках физической культуры контрольные Комплект
нормативы и испытания являются основным учебных
инструментом
определения
качества нормативов
физической подготовленности учащихся.

14

С Положением о ФОС ознакомлены:
№

Дата

Подпись

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

15

ФИО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».