Положение о внутришкольном контроле

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 №273 ФЗ-273 «Об образовании в РФ», Постановлением Правительства РФ от
25.06.2021г. №997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования», Уставом общеобразовательного учреждения и
регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля
администрацией.
1.2. Внутришкольный контроль (далее ВШК) – источник информации для
диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности
учреждения. Под ВШК понимается проведение членами администрации школы
наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в
пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и
иных нормативных правовых актов в сфере образования.
1.3. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического
коллектива на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности
образовательного процесса, на оказание методической помощи педагогическим
работникам с целью совершенствования и стимулирования развития их
профессионального мастерства.
1.4. Директор, заместители директора вправе осуществлять внутришкольный
контроль результатов деятельности педагогических работников по вопросам:
– соблюдение законодательства РФ и государственной политики в сфере образования по
обеспечению доступности, качества и эффективности образования;
– реализация Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования;
– реализация основных общеобразовательных программ общего образования, учебных
планов;
– использование методического и информационного обеспечения в образовательном
процессе;
– соблюдение порядка проведения государственной (итоговой) и промежуточной
аттестации обучающихся, текущего контроля успеваемости;
– использование материальных средств в соответствии с нормативами;
– соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
– другие вопросы в рамках компетенции администрации школы.
1.5. В данное положение о ВШК педагогическим советом могут вноситься
изменения и (или) дополнения.
2. Цели, задачи, направления ВШК
2.1. Целью внутришкольного контроля является:

совершенствование деятельности образовательного учреждения, в т. ч. улучшение
качества образования и воспитания;

повышение профессионализма педагогических работников.
2.2. Задачи внутришкольного контроля:
2


выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных
нормативных правовых актов в области образования и принятие мер по их
предупреждению;

анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности
педагогических работников;

выявление отрицательных и положительных тенденций в организации
образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;

анализ результатов реализации приказов и распоряжений в ОУ;

оказание методической помощи педагогическим работникам;
2.3 Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации ФГОС НОО ,ООО,СОО:
- выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной
образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС;
- оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования;
- анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по
реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по
формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
- изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений,
обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
2.4. Направления контроля:
- контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
соответствующей ступени обучения;
- контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы
(и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта третьего поколения;
- контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых,
материально-технических, педагогических, информационно-методических и других).
3. Функции ВШК
3.1. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют определить
функции ВШК в условиях введения ФГОС:
- информационно-аналитическая - получение информации о состоянии образовательного
процесса и условиях его организации, ее анализ (интерпретация) для принятия
целесообразных управленческих решений;
- контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения
дел и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения
основной образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
- коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации
и ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание
образования и используемые педагогические технологии; получение обратной связи;
3

- стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего
развития обучающихся
- планово-организационная – составление (разработка, структурирование) плана
внутришкольного контроля и графика его реализации.
4. Виды и методы ВШК
4.1. При оценке деятельности педагога в ходе ВШК учитывается:
– выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования в полном объеме (прохождение материала в соответствии с основными
образовательными программами, проведение практических работ, контрольных работ,
мониторинговых исследований, экскурсий и др.);
- уровень сформированности УУД;
– уровень сформированности ключевых компетентностей;
– наличие положительного эмоционального микроклимата;
– умение отбирать содержания учебного материала (подбор дополнительной литературы,
информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение
обучающимися системы знаний);
– способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному
контролю за результатами педагогической деятельности;
– умение корректировать свою деятельность;
– умение обобщать, систематизировать свой опыт.
4.2. Виды контроля: тематический, классно-обобщающий, фронтальный,
персональный, комплексный, документальный.
№
1

Вид ВШК
Тематический

2

Классно-обобщающий

3

Фронтальный

4

Персональный

5

Комплексный

6

Документальный

Основное содержание ВШК
Работа коллектива, части коллектива
над определённой темой, проблемой.
Уровень сформированности УУД
обучающихся.
Уровень сформированности ключевых
компетентностей, воспитанности
Состояние преподавания отдельных
предметов во всех классах, части
классов. Состояние работы педагогов,
тьюторов во всех классах или части
классов.
Продуктивность преподавательской
деятельности, методический уровень
педагога.
Проверка двух и более направлений
деятельности
Изучение документации

4.3. Методы контроля за деятельностью педагога:
– анкетирование;
4

– тестирование;
– опрос;
– собеседование;
– наблюдение;
– изучение документации;
– анализ уроков;
– беседа;
– результаты деятельности обучающихся.
4.4. Методы контроля за результатами образовательной деятельности:
– наблюдение;
– устная проверка знаний;
– письменная проверка знаний (компетентностные проверочные работы );
– комбинированная проверка;
– беседа, анкетирование, тестирование;
– проверка документации.
4.5.К формам и методам контроля (изучение состояния документации) добавляется
возможность его проведения на основании сформированных в Электронном журнале
(далее ЭлЖур) отчетов. Планируются следующие темы контроля, которые будут
проводиться через отчеты ЭлЖур:
- проверка своевременности отражения в журнале занятий;
- проверка своевременности выставления отметок;
- проверка наполняемости отметок (в течение отчетного периода);
- проверка отражения посещаемости занятий;
- проверка выполнения учебной программы;
- проверка заполнения раздела домашних заданий;
- проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся,
требованиям по содержанию и объему;
- учет замененных и пропущенных уроков (занятий).
Администрация имеет возможность получить из ЭлЖур аналитическую и
статистическую отчетности об уровне освоения обучающимися основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования:
- отчетность по результатам освоения образовательных программ (количество итоговых
оценок, (отметок) за отчетный период (не ниже «3» - «удовлетворительно») / количество
обучающихся в классе X 100%) по:
- обучающемуся;
- классу.
-отчетность на основе результатов выполнения контрольных работ в рамках внутреннего
мониторинга качества образования (внутришкольного контроля);
-отчетность о пропущенных уроках (занятиях) с указанием тем программного материала
по каждому обучающемуся для реализации комплексных, индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий;
-отчетность о неудовлетворительных оценках (отметках) с указанием тем программного
материала по каждому обучающемуся для реализации комплексных, индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий;
5

-отчетность о полноте и своевременности заполнения ЭлЖур/ЭД для администрации ОО
для осуществления контроля за ведением ЭлЖур и ЭД обучающихся;
- отчетность о выполнении учебных планов организацией по всем профилям обучения.
ЭлЖур позволяет контролировать своевременность информирования родителей
(законных представителей) обучающихся о ходе и содержании образовательного
процесса, а также об оценках успеваемости обучающихся:
-предоставление информации об учебном процессе и его результатах в электронной и
бумажной форме для различных категорий пользователей;
-получение предусмотренной в рамках Услуги информации родителями (законными
представителями) обучающихся в виде рассылки по электронной почте;
- просмотр данных об успеваемости, расписании занятий, замене и переносе уроков,
графике проведения контрольных работ в рамках отчетного периода, о педагогах,
работающих с классом, учебной группой, учебным потоком или обучающимся по
индивидуальному учебному плану, о графике каникул, о выданных домашних заданиях, о
рекомендациях педагогов в ЭлЖур;
- формирование выписок в бумажной форме для предоставления их родителям (законным
представителям) обучающихся, не имеющим доступа к средствам вычислительной
техники и интернету, либо отказавшимся от получения информации в электронной форме.
-Контролирует регистрацию факта ознакомления гражданина со сведениями ЭД.
4.6.Наряду с традиционными методами внутришкольного контроля (изучение
школьной документации, административная контрольная работа, наблюдение и анализ
учебного занятия, тестирование, анкетирование и др.), в условиях ФГОС применяются
такие методы, как:
- диагностика личностных результатов в форме, не представляющей угрозы личности,
психологической безопасности и эмоциональному статусу обучающихся;
- использование стандартизированных и нестандартизированных методов (устных и
письменных, индивидуальных и групповых, само-и взаимооценки);
- диагностика метапредметных результатов комплексных заданий на основе единого
текста;
- социологический опрос с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся, их
родителей (законных представителей) и педагогов качеством организации
образовательного процесса, кейс-метод и другие.
5. Порядок организации, осуществления и подведения итогов ВШК.
5.1. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок,
мониторинга, проведения административных работ.
ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным
планом, который является частью плана работы школы на учебный год. План ВШК
доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на
педагогическом совете.
ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и
проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их
родителей, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между
участниками образовательного процесса.
6

ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и
анализ информации о школе и результатах образовательного процесса для эффективного
решения задач управления качеством образования.
ВШК в виде административной работы осуществляется директором школы или его
заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения
в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
5.2. Основания для осуществления ВШК:
– заявление педагогического работника на аттестацию;
– план ВШК;
– обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в сфере образования.
5.3. Правила осуществления ВШК:
– ВШК осуществляет директор школы и заместители по учебно-воспитательной работе;
– при проведении оперативных проверок в случае установления фактов и сведений о
нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей, может
издаваться приказ о вынесении дисциплинарного взыскания;
– плановые проверки проводятся в соответствии с планом;
– продолжительность проверок устанавливается в каждом конкретно взятом случае;
– члены администрации имеют право запрашивать у педагогических работников
необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК;
– экспертные опросы и анкетирование учащихся проводятся только в необходимых
случаях;
– при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. Директор и его заместители по
учебно-воспитательной работе посещают уроки учителей школы с предварительным
предупреждением не позднее чем за 2–3 урока. В случае установления цели контроля о
готовности класса и учителя к уроку – без предварительного предупреждения;
5.4. Заместители директора по УВР :
- осуществляют непосредственное руководство с системой работы в общеобразовательной
организации по ведению электронных журналов;
- осуществляют систематический контроль правильности оформления электронных
журналов, оформляя итоги проверки в виде справки (1 раз в месяц), в виде приказа ( в
конце четверти/полугодия).
5.5. Результаты ВШК оформляются в виде справки. Итоговый материал должен
содержать цели ВШК, аналитическую информацию, констатацию фактов, выводы и при
необходимости предложения.
По итогам ВШК в зависимости от его целей, а также с учетом реального положения
дел проводятся заседания педагогического совета, совещания при директоре;
5.6. Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения:
– об обсуждении итоговых материалов ВШК;
– о проведении повторного контроля;
– о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц с изданием
приказа;
– о поощрении работников с изданием приказа;
– иные решения в пределах своей компетенции.
7

5.7. К формам обсуждения результатов контроля можно отнести: собеседование;
рассмотрение полученной информации на педагогическом совете, совещании при
директоре; обсуждение итогов в ходе работы методического объединения и другие.

6. Характеристика видов контроля
6.1. Персональный контроль
6.1.1. Персональный контроль направлен на изучение педагогической деятельности
отдельного педагога.
6.1.2. В ходе персонального контроля изучается:
 знание педагогом современных достижений психологической и педагогической науки;
 уровень профессионального мастерства;
 владение различными формами и методами обучения, инновационными
педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями;
 результаты учебно-воспитательной деятельности.
 результаты методической деятельности.
6.1.3. При осуществлении персонального контроля руководитель ОУ имеет право:
 знакомиться с документацией, которую ведет педагог в соответствии с
функциональными обязанностями (рабочими программами, планами воспитательной
работы, поурочными планами, протоколами родительских собраний);
 изучать практическую деятельность педагога через посещение уроков, внеклассных
мероприятий, занятий кружков, проверку тетрадей, дневников обучающихся и т. д.;
 проводить экспертизу педагогической деятельности;
 проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом
полученной информации;
 проводить социологические, педагогические исследования, в т. ч. в форме
анкетирования и тестирование родителей и педагогов;
 делать выводы и принимать управленческие решения по результатам проведения
контроля.
6.1.4. Проверяемый педагог имеет право:
 знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
 знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
 своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
 обратиться в ППО ОУ или в вышестоящие органы при несогласии с результатами
контроля;
6.1.5. По результатам персонального контроля деятельности педагога оформляется
справка. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при
необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников
школы в течение 20 дней с момента завершения проверки.
6.2. Классно-обобщающий контроль
6.2.1. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о
состоянии образовательного процесса в конкретном классе или параллели.
6.2.2 В ходе классно-обобщающего контроля комплексно изучается:
8

 уровень знаний и воспитанности обучающихся;
 качество преподавания;
 качество работы классного руководителя.
6.2.3. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам четверти, полугодия или
учебного года.
6.2.4. Срок классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной
изучения в соответствии с выявленными проблемами.
6.2.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с объектами, сроком, целями,
формами и методами классно-обобщающего контроля предварительно в соответствии с
планом работы школы.
6.2.6. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы,
совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
6.3. Комплексный контроль
6.3.1 Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о
состоянии образовательного процесса в школе по конкретному вопросу.
6.3.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов
администрации, руководителей методических объединений, творчески работающих
педагогов под руководством одного из членов администрации.
6.3.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план
проверки, распределить обязанности между собой.
6.3.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются
сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.
6.3.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом
проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы образовательного
учреждения, но не менее чем за 10 дней до ее начала.
6.3.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании
которой директором издается приказ и проводятся педагогический совет, совещание при
директоре или его заместителях.
6.3.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с
контроля.
6.4. Предварительный контроль
6.4.1 Предварительный контроль является предупреждение возможных ошибок в
работе учителя и содействие росту эффективности его труда.
6.4.2. В ходе предварительного контроля изучается:
 знание педагогом современных достижений психологической и педагогической науки;
 уровень профессионального мастерства;
 владение различными формами и методами обучения, инновационными
педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями;
 результаты образовательной деятельности педагога.
 результаты методической деятельности педагога.
6.5. Тематический контроль
6.5.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности
школы.
9

6.5.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы
индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки
учащихся, уровня сформированности умений и навыков, активизации познавательной
деятельности обучающихся и другие вопросы.
6.5.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и внедрение в существующую практику
технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы.
6.5.4. В ходе тематического контроля:
— проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
— осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя,
руководителей кружков, учащихся, посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий
кружков; анализ школьной и классной документации.
6.5.5. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или
справки.
6.5.6. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля
на заседаниях совещаниях при директоре или заместителях.
6.5.7. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня
воспитанности и развития учащихся.
6.5.8. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть
оформлены одним документом.
6.6. Обзорный контроль
6.6.1 Обзорный контроль проводится с целью проверки:
– обеспеченности учащихся учебной литературой,
- состояние школьной документации,
- состояние учебных кабинетов,
- контроль календарно-тематического планирования и программ; выполнение программ и
минимума контрольных проверочных и лабораторных работ по всем предметам;
- организация индивидуального обучения;
- посещаемость занятий учащимися;
- работа с отстающими и «трудными» учащимися;
- формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка в начальной школе,
состояние преподавания отдельных предметов;
- организация физкультурно-оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники
безопасности; обеспеченность учащихся питанием.
6.7. Промежуточный контроль знаний учащихся
6.7.1. Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения
обучающихся, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов
текущего контроля.
6.7.2. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются
только по предметам, включенным в этот план.
6.7.3. Отметка учащихся за четверть (полугодие) выставляется на основе не менее
трех отметок за письменные работы и устные ответы обучающихся и с учетом их
фактических знаний, умений и навыков.
6.7.4. Отметка за четверть, полугодие, год выставляется за 2 дня до начала каникул.
10

6.8. Итоговый контроль знаний учащихся
6.8.1. Итоговый контроль проводится с целью повышения ответственности каждого
педагога за результаты труда, за степень освоения каждым учащимся образовательных
программ соответствующего образовательного уровня в соответствии с государственными
стандартами, федеральными государственными стандартами.
6.8.2. Формы итогового контроля: собеседование, тестирование, итоговые
контрольные работы и т.д.
6.8.3. Тесты и контрольные работы составляются с учетом изученного материала в
соответствии с программным материалом и стандартами.
7. Периодичность посещения уроков (занятий внеурочной деятельности,
элективных курсов, курсов по выбору) администрацией.
7.1. Непосредственный контроль деятельности образовательного учреждения внутришкольный контроль, осуществляет руководитель или его заместитель в
соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными
инструкциями.
7.2. Каждый из работников образовательного учреждения, на которых возложена
ответственность за осуществление внутришкольного контроля, планирует свою работу
таким образом, чтобы иметь возможность еженедельно, кроме контрольных недель,
посетить уроки (занятий внеурочной деятельности, элективных курсов, курсов по
выбору). При этом большая часть рабочего времени должна быть отведена
документальному изучению результатов деятельности учителя (классные журналы,
тематическое и поурочное планирование, анализ освоения образовательных программ).

11

С положением о ВШК ознакомлены:
№

Дата

Подпись

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

12

ФИО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».